Чудеса на виражах: как пассажирские лайнеры успешно садились в поле, тайге и на воду

Общество Эксклюзивно

Чудеса на виражах: как пассажирские лайнеры успешно садились в поле, тайге и на воду

«Блокнот» вспомнил случаи благополучной посадки вне аэропортов.

Под Новосибирском совершил успешную посадку буквально в поле пассажирский самолёт. Борт «Уральских авиалиний» следовал из Сочи в Омск, в полёте у него отказала гидравлика. Подобные чудесные спасения достаточно редки, но уже случались. «Блокнот» вспомнил случаи благополучной посадки вне аэропортов.

Посадка в кукурузное поле под Жуковским

Ещё одна история, которая стала настоящим подвигом, случилась в 2019 году и тоже с одним из бортов «Уральских авилиний». Рано утром 15 августа рейс «Москва — Симферополь» через несколько минут вылета столкнулся со стаей чаек, в результате чего были повреждены оба двигателя, самолет частично потерял тягу.

В итоге лайнер не смог набрать необходимую для ухода на второй круг высоту и совершил вынужденную и достаточно жесткую посадку на кукурузное поле.

На борту рейса «Москва — Симферополь» было 233 человека, в том числе 7 членов экипажа. Все выжили, 74 человека получили различные травмы. Эвакуацией руководил командир судна. Сам самолет получил серьезные повреждения и через какое-то время был списан на металлолом.

Командир борта Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин получили звания героев Российской Федерации, а бортпроводники — Ордена Мужества.

В марте этого года в России в прокат вышел художественный фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы», рассказывающий об аварийной посадке под Жуковским.

Посадка на воды Гудзона

Похожая ситуация произошла в 2009 году с лайнером американской авиакомпании US Airways. 15 января борт выполнял рейс из Нью-Йорка в Сиэттл, но через полторы минуты после взлёта столкнулся со стаей диких уток. В результате отказали оба двигателя. Пилоты сориентировались — они развернули самолет, перевели его в режим планирования и успешно приводнились на реку Гудзон.

Весь полёт в итоге продолжался всего семь минут. После посадки на воду пассажиры были оперативно эвакуированы, а уже через несколько минут их подобрали подошедшии к плавающему лайнеру паромы и катера.

В результате были спасены все 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Самолет списали, сейчас он находится в авиационном музее в Шарлотте.

Чудесная посадка тоже стала сюжетом для фильма «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом в главной роли.

Чудесная посадка в тайге

Ещё одна история произошла в России. ЧП случилось 7 сентября 2010 года, лайнер авиакомпании «Алроса» выполнял рейс по маршруту «Удачный — Москва», но через 3,5 часа после взлета на его борту произошла полная потеря электропитания и отключились все бортовые навигационные системы.

Экипаж не мог уйти на запасной аэродром, так как электропривод топливных насосов не работал. В итоге вынужденная посадка была произведена в тайге — в месте, где ранее был аэропорт Ижма. Его взлетная полоса была непригодна для посадки, аэропорт закрыли в 2003 году. Тем не менее, самолет с третьего раза сел на такую полосу и немного выкатился за пределы ВПП и столкнулся с кустами и деревьями.

Итог — 81 спасенная жизнь. Командиру Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову были присвоены звания Герой России, другие члены экипажа были награждены Орденами Мужества. Самолёт после ЧП восстановили и он эксплуатировался вплоть до сентября 2018 года.

Героем этой истории также стал смотритель бывшего аэропорта Сергей Сотников. Когда объект закрыли, он оставался единственным сотрудников, который должен был присматривать за небольшой вертолетной площадкой. Но Сотников по своей инициативе чистил и ВПП, что спасло людям жизнь. Смотрителя тоже наградили — он получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетную грамоту от Министерства транспорта и прибавку к пенсии.

История Ту-154 в тайге легла в основу одного из сюжетов фильма «Ёлки-2».

Посадка на реку Нева

Ещё одна история произошла в советские годы — в 1963 году. Пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» выполнял рейс «Таллин — Москва». После взлета выяснилось, что переднюю опору шасси заклинило. Возвращаться в Таллин было нельзя — аэропорт накрыл туман. Было принято решение сажать самолет в Ленинграде.

Лайнер кружил над городом, вырабатывая топливо, но внезапно у них отказал один из двигателей, а после и второй. Лайнер стал планировать, а экипаж принял решение приводниться на Неву.

Самолет пролетел на всего на четыре метра выше моста Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Пилоты справились с управлением. Все 45 пассажиров и 7 членов экипажа остались в живых.